| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Коробка передач (рис. 3-7) выполнена по двухвальной схеме, двухходовая, имеет три передачи вперед и одну назад. Для уменьшения шума венцы шестерен ведущего вала 1 и шестерни второй передачи 7 выполнены косозубыми, постоянного зацепления; шестерни первой передачи и заднего хода 9 и 19 прямозубые, непостоянного зацепления. Ведущий вал 1 передним концом опирается на шариковый подшипник, расположенный во фланце коленчатого вала двигателя, а задним— на шариковый подшипник 3, расположенный в картере 4 коробки передач. Блок шестерен 20 вращается на игольчатых подшипниках 21 и 23, работающих по неподвижной оси 24. Ведомый вал 8 вращается на роликовом подшипнике 5, расположенном в носке ведущего вала 1 и на шариковом 10, установленном в задней части картера 4 коробки передач. Рис. 3-7. Коробка передач: 1 — ведущий вал: 2, 11 и 26 — стопорные кольца: Я — подшипник ведущего вала; 4— картер коробки; 5 — роликовый подшипник ведомого вала; 6 — синхронизатор; 7 — шестерня второй передачи; 8 — ведомый вал: 9 — скользящий шестерня первой передач:! и заднего хода: 10 — задний подшипник ведомого вал<: 12 — задняя крышка коробки; 13 — ведущая шестерня спидометра; 14 — сальник ведомого вала: 15 фланец ведомого вала; 16 — распорные втулки; 17 — стопор осеq; 18 — ось промежуточной шестерни; 19 — промежуточная шестерня заднего хода: 20 — блок шестерен промежуточного вала: 21 — задний подшипник блока шестерен: 22 — распорная втулка" подшипников блока шестерен: 23 — передний подшипник блока шестерен; 24 — ось блока шестерни; 25 — крышка подшипника ведущего вала; 26 — прокладка Включение первой передачи и заднего хода производится введением сидящей на шлицах ведомого вала 8 подвижной шестерни 9 в зацепление с венцом блока шестерен 20 или с промежуточной шестерней 19 заднего хода. Включение второй и третьей передач производится с помощью скользящей муфты 8, сидящей на шлицах ступицы 9 (рис. 3-8), жестко связанной с ведомым валом. Для легкого и безударного включения второй и третьей передач в коробке установлен синхронизатор инерционного типа, который позволяет включить передачу только после того, как выровнены угловые скорости вращения ведомого вала и шестерни включаемой передачи; вследствие этого передачи включаются бесшумно. Для правильной работы синхронизатора необходимо производить переключение передач плавно, без рывков. При слишком быстром переключении синхронизатор может быть поврежден. Рис. 3-8. Синхронизатор: 1 — ведущий вал: 2 — пружинное кольцо; 3 — вилка; 4 — сухарь; 5 — шестерня второй передачи: 6 — упорное кольцо: 7 — зубчатый венец шестерни второй передачи: 8 — муфта синхронизатора; 9 — ступица синхронизатора, 10 — блокирующее кольцо Механизм переключения передач (рис. 3-9) смонтирован в боковой крышке. Вилки 1 и 4, перемещающие муфту включения третьей и второй передач и скользящую шестерню первой передачи и заднего хода, связаны через секторы 7 и 5 с рычагами 3, которые соединены тягами с приводом управления коробкой передач. Для удержания секторов 1 и 4 (рис. 3-10) в заданном положении (нейтральное положение или положение, соответствующее какой-либо передаче) служат выполненные на секторах профили и два шарика 2 с пружиной 5 между ними, расположенные в полом плунжере 3 (основной замок). Длина плунжера подобрана таким образом, что при включении какой-либо передачи другой сектор запирается плунжером 3 в нейтральном положении; тем самым делается не-. возможным одновременное включение двух передач. В нейтральном положении плунжер 3 не предохраняет от одновременного поворота обоих секторов на значительный угол. Для исключения такого поворота служит штифт 6, расположенный между шариками 2 (дополнительный замок). Привод управления коробкой передач (рис. 3-11) состоит из двух тяг, соединяющих рычаги 2 и 3 с рычагами переключения передач на коробке. Рычаги 2 и 3 свободно насажаны на валу 5. Рычаг 2 включает вторую и третью передачу, а рычаг 3 — первую передачу и задний ход. Рычаги 2 и 3 соединяются с валом 5 штифтом 6, который при перемещении вала 5 входит поочередно в пазы головок рычагов. Включение той или иной передачи осуществляется поворотом вала 5. Рис. 3-9. Механизм переключения передач: 1 — вилка включения второй и третьей передач; 2 — боковая крышка коробки передач; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включении первой передачи и заднего хода: 5 и 7 — секторы вилок переключения передач: 6 — замок-фиксатор механизма переключения Рис. 3-11. Привод механизма переключения передач: 1 — масленка; 2 и 3 — рычаги привода; 4 — нижний кронштейн; 5 — вал переключения; 6 — штифт; 7 — рычаг переключения; 8 отросток вала переключения: 9 — палец вала: 10 — пружина: 11 — корпус переключателя указателей поворотов: 12 — стопорное” кольцо: 13-и 14 — тяги переключения передач; 15 — включатель света заднего хода Рис. 3-10. Замок-фиксатор коробки передач: 1 и 4 — секторы вилок механизма переключения: 2 шарики фиксатора; 3 — блокирующий плунжер: 5 пружина фиксатора: 6 — блокирующий штифт Пружина 10 постоянно отжимает вал вниз. Если вал, занимающий это положение, поворачивать рычагом 7, то включаются вторая и третья передачи. Для включения первой передачи. и заднего хода рычаг 7 нужно переместить к. рулевому колесу, а затем поворачивать его в плоскости, параллельной рулевому колесу. В верхней части вал 5 опирается на палец 9, ввернутый в отросток корпуса указателя поворотов 11, укрепленный на рулевой колонке при помощи стопорного кольца 12. В нижней части опорой для вала 5 служит кронштейн 4, закрепленный на рулевой колонке; накладка кронштейна удерживает рычаги 2 и 3 от перемещения в осевом направлении. Между торцами рычагов с одной стороны и 'торцами кронштейна и накладки с другой — поставлены пружинные шайбы, устраняющие зазоры и предотвращающие стук. Рычаг переключения передач 7 установлен в отростке вала 5 при помощи двух ступенчатых цапф, раздвигаемых пружиной. Чтобы снять рычаг с вала, нужно одновременно вдвинуть цапфы внутрь отростка. На рычаг 7 надета противошумная резиновая втулка. Регулировка привода переключения передач Нормальное переключение передач возможно только при правильной регулировке привода. Для этого необходимо, чтобы вал переключения в нейтральном положении свободно перемещался вдоль рулевой колонки на величину 12 мм. Регулировка осуществляется изменением длины тяг 13 и 14 в следующем порядке: включить третью передачу и убедиться в том, что рычаг переключения передач 7 находится в горизонтальном положений. Если это требование не выполнено, то надо изменить длину тяги 14 так, чтобы рычаг занял это положение; перевести рычаг переключения в нейтральное положение (в этом положении метки на рычажках механизма переключения передачи коробки передач совпадают с метками на бобышках боковой крышки коробки передач) и изменением длины тяги 13 добиться, чтобы вал 5 свободно перемещался рычагом переключения 7 вдоль рулевой колонки на полную величину хода (12 мм). После этого убедиться, полностью ли включаются и выключаются все передачи: Во всех положениях рычажки должны быть надежно застопорены фиксирующим устройством. Отсутствие четкой фиксации указывает на неполное включение, причину которого следует обязательно устранить. Неисправности и способы устранения
Разборка, контроль деталей и сборка Разборка. Коробку передач, снятую с двигателя, необходимо разбирать в следующем порядке: слить масло; снять муфту подшипника выключения сцепления; снять боковую крышку с механизмом переключения передач в сборе; выколотить два штифта из рычагов переключения передач и снять один из рычагов с оси сектора; вынуть вилку в сборе с сектором и осью сектора из крышки, придерживая шарик фиксатора вынимаемой вилки; вынуть два шарика фиксатора, пружину, штифт и плунжер блокирующего механизма; снять оставшийся рычаг переключения передач и вынуть вилку в сборе с сектором и осью из крышки; снять стопорное и упорное кольца и вынуть вилки из секторов, снять тормозной барабан ручного тормоза; отвернуть контргайку и вывернуть стопорный винт опорного пальца ручного тормоза; отвернуть две гайки крепления щита ручного тормоза; отвернуть болт рычага привода ручного тормоза; расшплинтовать гайку крепления фланца ведомого вала, отвернуть ее, снять шайбу и фланец; снять ручной тормоз; отвернуть болт крепления стопора штуцера привода спидометра, снять стопор, вынуть штуцер и ведомую шестерню привода спидометра; отвернуть пять болтов крепления задней крышки и снять ее; снять с ведомого вала короткую распорную втулку, ведущую шестерню привода спидометра с шариком и длинную распорную втулку; вывернуть болт и снять стопор осей на заднем торце картера коробки; выбить ось промежуточной шестерни заднего хода и вынуть шестерню (рис. 3-12). Выпрессовать ось блока шестерен промежуточного вала и опустить вал на дно картера; отвернуть четыре болта крепления передней крышки и снять ее; вынуть из картера коробки ведущий вал с подшипником и кольцом синхронизатора (рис. 3-13). Кольцо синхронизатора пометить, чтобы при сборке поставить на старое место; снять стопорное кольцо с ведущего вала, спрессовать подшипник и снять маслоотражатель; снять стопорное кольцо роликового подшипника ведомого вала из гнезда подшипника ведущего вала и вынуть ролики; выпрессовать подшипник ведомого вала в сборе с валом из картера (рис. 3-14); снять с ведомого вала подшипник и распорное кольцо; вынуть ведомый вал в сборе через боковой люк картера коробки передач; снять с ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода; снять с переднего конца ведомого вала стопорное кольцо ступицы синхронизатора и регулировочные прокладки; снять синхронизатор в сборе с ведомого вала. Ступица и скользящая муфта синхронизатора подобраны друг к другу, поэтому перед разборкой необходимо заметить их относительное положение и при сборке устанавливать на то же место; снять с ведомого вала переднюю упорную шайбу, шестерню второй передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и заднюю упорную шайбу. Кольцо синхронизатора заметить, чтобы при сборке поставить на старое место; снять скользящую муфту со ступицы синхронизатора, придерживая от выпадения сухари; снять со ступицы сухари и пружинки; вынуть из картера через боковой люк блок шестерен промежуточного вала и три упорные шайбы; вынуть из блока шестерен два роликовых подшипника и распорную втулку. Рис. 3-12. Снятие шестерни заднего хода Разборку привода механизма управления коробкой передач производят в следующем порядке: отъединить тяги от рычагов привода механизма управления; снять рычаг переключения передач с противошумной резиновой втулкой, для чего необходимо одновременно вдвинуть цапфы внутрь отростка вала переключения; снять рулевое колесо и корпус переключателя указателя поворота с пружиной и пальцем; вывернуть палец из корпуса и вынуть пружину; снять нижний кронштейн и накладку кронштейна; снять рычаг включения второй и третьей передач вынуть штифт и снять рычаг включения первой передачи и заднего хода. Контроль деталей. После разборки детали необходимо тщательно промыть, подвергнуть внимательному осмотру для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, трещин на картере, боковой крышке, крышке переднего подшипника, пластмассовой распорной втулке ведомого вала, повреждения рабочей кромки сальника ведомого вала, сколов и выкрашиваний на. боковых поверхностях зубьев шестерен, роликах, передней шейке ведомого вала, оси блока шестерен, обмятия на секторах вилок механизма переключения передач, износа наконечников тяг, штифтов, пазов и отверстий под штифты в рычагах. Поврежденные детали необходимо заменить. Предельно допустимые износы деталей указаны в приложении. Рис. 3-13. Снятие ведущего вала Рис. 3-14. Выпрессовка подшипника ведомого вала из картера Сборка производится в последовательности, обратной разборке. При сборке необходимо учитывать следующее: все детали должны быть смазаны тонким слоем трансмиссионного масла; для удобства сборки допускается смазка роликового подшипника переднего конца .ведомого вала, упорных шайб блока шестерен, сухарей и пружин синхронизатора и других деталей толстым слоем солидола или консталина; новые подшипники следует устанавливать в заводской консервации; бумажные прокладки рекомендуется заменить новыми. При сборке прокладки и крепежные болты необходимо смазать тонким слоем герметизирующей пасты “герметик”; разно размерность роликов подшипника переднего конца ведомого вала должна быть в пределах 0,0035 мм; осевой зазор шестерни второй передачи должен быть 0,1—0,3 мм (обеспечить подбором регулировочных прокладок); муфта синхронизатора переключения второй и третьей передач, собранная со ступицей, должна иметь боковой зазор в шлицах 0,01—0,05 мм; получить индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое перемещение деталей; головки обеих пружинок синхронизатора должны быть расположены в одном сухаре; зазор между плунжером и сектором при включенной какой-либо передаче должен быть не более 0,1 мм; обеспечить подбором плунжера требуемой длины из пяти выпускаемых заводом размеров: 36,0; 36,1; 36,2; 36,3; 36,4 мм. при установке шлицевых деталей необходимо подбирать возможно более плотную посадку; гайку фланца ведомого вала затянуть с усилием не более 12—14 кГм; Сборка механизма управления коробкой передач производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо для обеспечения свободного поворота вала переключения ввернуть палец в корпус механизма переключателя указателя поворотов до упора, а затем отвернуть на 1,5—2 оборота. Все сопрягаемые поверхности вала переключения, опор и рычагов смазать тонким слоем солидола. Регулировку привода механизма управления коробкой передач производить, как указано выше. |