Автомобильный тюнинг

Urbans Stayle

Тюнинг автомобилей
Автотюнинг

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Коробка передач (рис. 3-7) выполнена по двухвальной схеме, двухходовая, имеет три передачи вперед и одну назад. Для уменьшения шума венцы шестерен ведущего вала 1 и шестерни второй передачи 7 выполнены косозубыми, постоянного зацепления; шестерни первой передачи и заднего хода 9 и 19 прямозубые, непостоянного зацепления.

Ведущий вал 1 передним концом опирается на шариковый подшипник, расположенный во фланце коленчатого вала двигателя, а заднимна шариковый подшипник 3, расположенный в картере 4 коробки передач. Блок шестерен 20 вращается на игольчатых подшипниках 21 и 23, работающих по неподвижной оси 24. Ведомый вал 8 вращается на роликовом подшипнике 5, расположенном в носке ведущего вала 1 и на шариковом 10, установленном в задней части картера 4 коробки передач.

Рис. 3-7. Коробка передач:

1 — ведущий вал: 2, 11 и 26 — стопорные кольца: Яподшипник ведущего вала; 4— картер коробки; 5 — роликовый подшипник ведомого вала; 6 — синхронизатор; 7 — шестерня второй передачи; 8 — ведомый вал: 9 — скользящий шестерня первой передач:! и заднего хода: 10 — задний подшипник ведомого вал<: 12 — задняя крышка коробки; 13 — ведущая шестерня спидометра; 14 — сальник ведомого вала: 15 фланец ведомого вала; 16 — распорные втулки; 17 — стопор осеq; 18 — ось промежуточной шестерни; 19 — промежуточная шестерня заднего хода: 20 — блок шестерен промежуточного вала: 21 — задний подшипник блока шестерен: 22 — распорная втулка" подшипников блока шестерен: 23 — передний подшипник блока шестерен; 24 — ось блока шестерни; 25 — крышка подшипника ведущего вала; 26 — прокладка

Включение первой передачи и заднего хода производится введением сидящей на шлицах ведомого вала 8 подвижной шестерни 9 в зацепление с венцом блока шестерен 20 или с промежуточной шестерней 19 заднего хода. Включение второй и третьей передач производится с помощью скользящей муфты 8, сидящей на шлицах ступицы 9 (рис. 3-8), жестко связанной с ведомым валом. Для легкого и безударного включения второй и третьей передач в коробке установлен синхронизатор инерционного типа, который позволяет включить передачу только после того, как выровнены угловые скорости вращения ведомого вала и шестерни включаемой передачи; вследствие этого передачи включаются бесшумно. Для правильной работы синхронизатора необходимо производить переключение передач плавно, без рывков. При слишком быстром переключении синхронизатор может быть поврежден.

Рис. 3-8. Синхронизатор:

1 — ведущий вал: 2 — пружинное кольцо; 3 — вилка; 4 — сухарь; 5 — шестерня второй передачи: 6 — упорное кольцо: 7 — зубчатый венец шестерни второй передачи: 8 — муфта синхронизатора; 9 — ступица синхронизатора, 10 — блокирующее кольцо

Механизм переключения передач (рис. 3-9) смонтирован в боковой крышке. Вилки 1 и 4, перемещающие муфту включения третьей и второй передач и скользящую шестерню первой передачи и заднего хода, связаны через секторы 7 и 5 с рычагами 3, которые соединены тягами с приводом управления коробкой передач. Для удержания секторов 1 и 4 (рис. 3-10) в заданном положении (нейтральное положение или положение, соответствующее какой-либо передаче) служат выполненные на секторах профили и два шарика 2 с пружиной 5 между ними, расположенные в полом плунжере 3 (основной замок). Длина плунжера подобрана таким образом, что при включении какой-либо передачи другой сектор запирается плунжером 3 в нейтральном положении; тем самым делается не-. возможным одновременное включение двух передач. В нейтральном положении плунжер 3 не предохраняет от одновременного поворота обоих секторов на значительный угол. Для исключения такого поворота служит штифт 6, расположенный между шариками 2 (дополнительный замок).

Привод управления коробкой передач (рис. 3-11) состоит из двух тяг, соединяющих рычаги 2 и 3 с рычагами переключения передач на коробке. Рычаги 2 и 3 свободно насажаны на валу 5. Рычаг 2 включает вторую и третью передачу, а рычаг 3 — первую передачу и задний ход. Рычаги 2 и 3 соединяются с валом 5 штифтом 6, который при перемещении вала 5 входит поочередно в пазы головок рычагов. Включение той или иной передачи осуществляется поворотом вала 5.

Рис. 3-9. Механизм переключения передач:

1 вилка включения второй и третьей передач; 2 — боковая крышка коробки передач; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включении первой передачи и заднего хода: 5 и 7 — секторы вилок переключения передач: 6 — замок-фиксатор механизма переключения

Рис. 3-11. Привод механизма переключения передач:

1 — масленка; 2 и 3 — рычаги привода; 4 — нижний кронштейн; 5 — вал переключения; 6 — штифт; 7 — рычаг переключения; 8 отросток вала переключения: 9 — палец вала: 10 — пружина: 11 — корпус переключателя указателей поворотов: 12 — стопорное” кольцо: 13-и 14 — тяги переключения передач; 15 — включатель света заднего хода

Рис. 3-10. Замок-фиксатор коробки передач:

1 и 4 — секторы вилок механизма переключения: 2 шарики фиксатора; 3 — блокирующий плунжер: 5 пружина фиксатора: 6 — блокирующий штифт

Пружина 10 постоянно отжимает вал вниз. Если вал, занимающий это положение, поворачивать рычагом 7, то включаются вторая и третья передачи. Для включения первой передачи. и заднего хода рычаг 7 нужно переместить к. рулевому колесу, а затем поворачивать его в плоскости, параллельной рулевому колесу. В верхней части вал 5 опирается на палец 9, ввернутый в отросток корпуса указателя поворотов 11, укрепленный на рулевой колонке при помощи стопорного кольца 12. В нижней части опорой для вала 5 служит кронштейн 4, закрепленный на рулевой колонке; накладка кронштейна удерживает рычаги 2 и 3 от перемещения в осевом направлении.

Между торцами рычагов с одной стороны и 'торцами кронштейна и накладки с другой поставлены пружинные шайбы, устраняющие зазоры и предотвращающие стук.

Рычаг переключения передач 7 установлен в отростке вала 5 при помощи двух ступенчатых цапф, раздвигаемых пружиной. Чтобы снять рычаг с вала, нужно одновременно вдвинуть цапфы внутрь отростка. На рычаг 7 надета противошумная резиновая втулка.

Регулировка привода переключения передач

Нормальное переключение передач возможно только при правильной регулировке привода. Для этого необходимо, чтобы вал переключения в нейтральном положении свободно перемещался вдоль рулевой колонки на величину 12 мм. Регулировка осуществляется изменением длины тяг 13 и 14 в следующем порядке:

включить третью передачу и убедиться в том, что рычаг переключения передач 7 находится в горизонтальном положений. Если это требование не выполнено, то надо изменить длину тяги 14 так, чтобы рычаг занял это положение;

перевести рычаг переключения в нейтральное положение (в этом положении метки на рычажках механизма переключения передачи коробки передач совпадают с метками на бобышках боковой крышки коробки передач) и изменением длины тяги 13 добиться, чтобы вал 5 свободно перемещался рычагом переключения 7 вдоль рулевой колонки на полную величину хода (12 мм).

После этого убедиться, полностью ли включаются и выключаются все передачи: Во всех положениях рычажки должны быть надежно застопорены фиксирующим устройством. Отсутствие четкой фиксации указывает на неполное включение, причину которого следует обязательно устранить.

Неисправности и способы устранения

Неисправность

Способ устранения

Затрудненное переключение передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать сцепление или его привод
Неправильная регулировка привода механизма переключения передач Отрегулировать привод
Заусенцы на внутренней поверхности зубьев муфты синхронизатора (около торцов) Зачистить заусенцы

Шум при включении второй и третьей передач

Износ резьбы на конической поверхности блокирующего кольца Снять боковую крышку и проверить щупом зазор между блокирующим кольцом и прямозубым венцом. Если зазор меньше 0,3 мм, установить новый комплект шестерни и блокирующего кольца или установить новое блокирующее кольцо, притерев его с поверхностью конуса шестерни второй передачи или ведущего вала до получения 70— 80% прилегания поверхностей

Самопроизвольное выключение передач

Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гайки фланца ведомого вала Затянуть гайки
Износ торцов и поверхности зубьев скользящей шестерни первой передачи и заднего хода, паразитной шестерни заднего хода, венца первой передачи на блоке шестерен Заменить изношенные детали
Неполное включение передачи Отрегулировать тяги переключения передач
Износ торцов зубьев муфты синхронизатора или износ зубьев венца на шестерне второй передачи или ведущем валу Заменить изношенные детали

Шум коробки передач

Износ подшипников валов Заменить подшипники
Износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев шестерен Заменить поврежденные шестерни
Ослабление затяжки гайки фланца ведомого вала Завянуть гайку
Пониженный уровень масла в картере коробки передач Проверить уровень и добавить масло, если необходимо

Течь масла из коробки передач

Износ сальника ведомого вала или сальников рычагов в боковой крышке Заменить сальники
Загрязнение сапуна Очистить сапун от грязи или заменить новым
Не плотность пробок картера Подтянуть пробки
Слабая затяжка болтов крепления боковой и задней крышек Затянуть болты

Большой люфт рычага переключения передач

Смятие штифтов и стенок отверстий в рычагах механизма переключения передач Заменить изношенные детали
Износ концов тяг привода механизма переключения передач Заменить изношенные детали
Износ резиновых противошумных втулок—в концах рычагов Заменить изношенные детали

Дребезг рычага переключения передач

Износ гнезда нижнего кронштейна вала переключения передач Заменить кронштейн

Разборка, контроль деталей и сборка

Разборка. Коробку передач, снятую с двигателя, необходимо разбирать в следующем порядке:

слить масло;

снять муфту подшипника выключения сцепления;

снять боковую крышку с механизмом переключения передач в сборе;

выколотить два штифта из рычагов переключения передач и снять один из рычагов с оси сектора;

вынуть вилку в сборе с сектором и осью сектора из крышки, придерживая шарик фиксатора вынимаемой вилки;

вынуть два шарика фиксатора, пружину, штифт и плунжер блокирующего механизма;

снять оставшийся рычаг переключения передач и вынуть вилку в сборе с сектором и осью из крышки;

снять стопорное и упорное кольца и вынуть вилки из секторов,

снять тормозной барабан ручного тормоза;

отвернуть контргайку и вывернуть стопорный винт опорного пальца ручного тормоза;

отвернуть две гайки крепления щита ручного тормоза;

отвернуть болт рычага привода ручного тормоза;

расшплинтовать гайку крепления фланца ведомого вала, отвернуть ее, снять шайбу и фланец;

снять ручной тормоз;

отвернуть болт крепления стопора штуцера привода спидометра, снять стопор, вынуть штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;

отвернуть пять болтов крепления задней крышки и снять ее;

снять с ведомого вала короткую распорную втулку, ведущую шестерню привода спидометра с шариком и длинную распорную втулку;

вывернуть болт и снять стопор осей на заднем торце картера коробки;

выбить ось промежуточной шестерни заднего хода и вынуть шестерню (рис. 3-12). Выпрессовать ось блока шестерен промежуточного вала и опустить вал на дно картера;

отвернуть четыре болта крепления передней крышки и снять ее;

вынуть из картера коробки ведущий вал с подшипником и кольцом синхронизатора (рис. 3-13). Кольцо синхронизатора пометить, чтобы при сборке поставить на старое место;

снять стопорное кольцо с ведущего вала, спрессовать подшипник и снять маслоотражатель;

снять стопорное кольцо роликового подшипника ведомого вала из гнезда подшипника ведущего вала и вынуть ролики;

выпрессовать подшипник ведомого вала в сборе с валом из картера (рис. 3-14);

снять с ведомого вала подшипник и распорное кольцо;

вынуть ведомый вал в сборе через боковой люк картера коробки передач;

снять с ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода;

снять с переднего конца ведомого вала стопорное кольцо ступицы синхронизатора и регулировочные прокладки;

снять синхронизатор в сборе с ведомого вала. Ступица и скользящая муфта синхронизатора подобраны друг к другу, поэтому перед разборкой необходимо заметить их относительное положение и при сборке устанавливать на то же место;

снять с ведомого вала переднюю упорную шайбу, шестерню второй передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и заднюю упорную шайбу. Кольцо синхронизатора заметить, чтобы при сборке поставить на старое место;

снять скользящую муфту со ступицы синхронизатора, придерживая от выпадения сухари;

снять со ступицы сухари и пружинки;

вынуть из картера через боковой люк блок шестерен промежуточного вала и три упорные шайбы;

вынуть из блока шестерен два роликовых подшипника и распорную втулку.

Рис. 3-12. Снятие шестерни заднего хода

Разборку привода механизма управления коробкой передач производят в следующем порядке:

отъединить тяги от рычагов привода механизма управления;

снять рычаг переключения передач с противошумной резиновой втулкой, для чего необходимо одновременно вдвинуть цапфы внутрь отростка вала переключения;

снять рулевое колесо и корпус переключателя указателя поворота с пружиной и пальцем;

вывернуть палец из корпуса и вынуть пружину;

снять нижний кронштейн и накладку кронштейна;

снять рычаг включения второй и третьей передач

вынуть штифт и снять рычаг включения первой передачи и заднего хода.

Контроль деталей. После разборки детали необходимо тщательно промыть, подвергнуть внимательному осмотру для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, трещин на картере, боковой крышке, крышке переднего подшипника, пластмассовой распорной втулке ведомого вала, повреждения рабочей кромки сальника ведомого вала, сколов и выкрашиваний на. боковых поверхностях зубьев шестерен, роликах, передней шейке ведомого вала, оси блока шестерен, обмятия на секторах вилок механизма переключения передач, износа наконечников тяг, штифтов, пазов и отверстий под штифты в рычагах. Поврежденные детали необходимо заменить.

Предельно допустимые износы деталей указаны в приложении.

Рис. 3-13. Снятие ведущего вала

Рис. 3-14. Выпрессовка подшипника ведомого вала из картера

Сборка производится в последовательности, обратной разборке.

При сборке необходимо учитывать следующее:

все детали должны быть смазаны тонким слоем трансмиссионного масла;

для удобства сборки допускается смазка роликового подшипника переднего конца .ведомого вала, упорных шайб блока шестерен, сухарей и пружин синхронизатора и других деталей толстым слоем солидола или консталина;

новые подшипники следует устанавливать в заводской консервации;

бумажные прокладки рекомендуется заменить новыми. При сборке прокладки и крепежные болты необходимо смазать тонким слоем герметизирующей пасты “герметик”;

разно размерность роликов подшипника переднего конца ведомого вала должна быть в пределах 0,0035 мм;

осевой зазор шестерни второй передачи должен быть 0,1—0,3 мм (обеспечить подбором регулировочных прокладок);

муфта синхронизатора переключения второй и третьей передач, собранная со ступицей, должна иметь боковой зазор в шлицах 0,01—0,05 мм;

получить индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое перемещение деталей;

головки обеих пружинок синхронизатора должны быть расположены в одном сухаре;

зазор между плунжером и сектором при включенной какой-либо передаче должен быть не более 0,1 мм; обеспечить подбором плунжера требуемой длины из пяти выпускаемых заводом размеров: 36,0; 36,1; 36,2; 36,3; 36,4 мм.

при установке шлицевых деталей необходимо подбирать возможно более плотную посадку;

гайку фланца ведомого вала затянуть с усилием не более 12—14 кГм;

Сборка механизма управления коробкой передач производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо для обеспечения свободного поворота вала переключения ввернуть палец в корпус механизма переключателя указателя поворотов до упора, а затем отвернуть на 1,5—2 оборота. Все сопрягаемые поверхности вала переключения, опор и рычагов смазать тонким слоем солидола. Регулировку привода механизма управления коробкой передач производить, как указано выше.

Хостинг от uCoz