|
|
|
Как подобрать сабвуфер для
автомобиля?
Если вы твердо
намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не обойтись
без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого
баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным. Многие авторитетные журналы рассказывают о
сабвуферах, тестируют различные модели известных марок, выбирая из
них победителя. Но так ли важно для обычного потребителя, что некий
сабвуфер получил высший балл в результате проведенных тестов? Ведь
тестируются в основном модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER,
SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры - MTX, JL Audio
и др. Они настолько хороши, что большой разницы в их звучании
среднестатистическому уху просто не ощутить. Так что, если вы не
собираетесь участвовать со своим автомобилем в конкурсах на лучшую
автоакустику, то стоимость музыки в машине не должна превышать 20%
от стоимости автомобиля. И как бы не сопротивлялись ценители
хорошего автозвука - точкой отсчета должен быть именно автомобиль.
Поэтому рекомендуется к применению эта стандартная для многих
система расчета стоимости установки аппаратуры: если Вы купили
автомобиль за 1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит
тратить больше 300 долларов - те самые 20%.
Сабвуферы бывают
двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от
пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий
набор "быстрого приготовления c готовностью к употреблению", т.е.
вам стоит только подключить два контакта от головного устройства, и
система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в
согласовании компонентов (головное устройство - усилитель -
сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно:
при их изготовлении применяются более простые и дешевые компоненты,
что неминуемо сказывается на качестве звука. К активным сабвуферам
относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A,
PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Для
подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель,
дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в
паспорте данного сабвуфера как номинальная. громкоговорителя.
Теперь о типах и конструктивных особенностях представленных
на современном рынке сабвуферов. Выделяют четыре типа сабвуферов:
-- сабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус
(closed);
-- сабвуферы фазоинверторного типа (vented),
характеризуются наличием фазоинвертора - щели или трубы, служащей
для настройки частотной характеристики компонента в области низких
частот;
-- сабвуферы полосового типа (bandpass) - отличаются
от вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь корпуса
сабвуфера, а звук излучается через фазоинвертор;
--
сабвуферы с пассивным радиатором имеют второй динамик, служащий, по
большей части, для понижения общей резонансной частоты;
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое
и глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже. Третий тип
сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов,
выполняя роль фильтра, пропускающего сигналы с частотами в
определенной полосе и подавляющего всё вне данного диапазона. Но
минус у него тот же, что и у сабвуферов типа vented - усложнение и,
как следствие, удорожание конструкции. Сабвуферы c пассивным
радиатором распространены мало и эффективны только при ювелирной
настройке в автомобиле выше среднего класса.
Громкость всех
видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента
во внутреннем пространстве автомобиля.
У "седана" динамик и
порт направлены прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется
оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и
спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях на спинке заднего
сиденья есть подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер
динамиком в эту часть сиденья, так как при этом достигается
максимальное проникновение в салон звука без видимого урезания
частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости", свойственного
большим корпусным сабвуферам).
У автомобилей с кузовом
"хэтчбэк" максимальные результаты по звуковому давлению достигаются
при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону
багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение
звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а
через верхнюю полку.
В третьем случае, с кузовом
"универсал", сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны
тем, что вносят минимальные изменения в интерьер автомобиля,
располагаясь чаще всего в скрытых от постороннего взгляда местах,
что в современной России очень актуально в связи с процветающими
кражами автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов можно без
особого труда разместить под передними сиденьями или в полости
торпеды над нишей для ног переднего пассажира. Сторонников и
любителей у этого отдельного типа сабвуферов множество. Их
привлекают многочисленные плюсы, а именно: простота установки,
незаметность, относительная дешевизна, маленькие габариты,
позволяющие экономить полезный объем багажники и др. Но стоит
отметить и характерный для компактных сабвуферов минус - применение
динамика меньшего диаметра (12 -13 см), чем в стандартных
сабвуферах. Чтобы достигнуть необходимую "низость" частот динамика,
не увеличивая его размеры, конструкторы применяют разнообразные
технические разработки: новые формы корпуса, наполнение внутреннего
объема минеральной ватой, компрессионный режим работы динамика и
т.п. И все же компактный сабвуфер играет не слишком громко. Именно
поэтому не стоит ставить его в задней части автомобиля - вы его
просто не услышите. Среди компактных сабвуферов наибольшей
популярностью пользуются PANASONIC EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265,
PIONEER TS-WX50, RCF BL 130
Стоит отдельно остановиться на
оригинальных по конструкции сабвуферах, таких как указанный выше
компактный сабвуфер PIONEER TS-WX50. Он предназначен для установки в
запасное колесо автомобиля. И хотя задумка сама по себе весьма
оригинальная, но реального применения ей найти трудно. Дело в том,
что на типичных хэтчбэках и седанах, когда запасное колесо находится
в специальной нише под толстым ковриком, его будет просто не слышно,
а в других седанах звук не сможет дойти от вертикально
расположенного колеса - опять же не хватит мощности. Да и
эксплуатация такого сабфувера создает достаточно много трудностей.
В заключение стоит отметить, что ваш выбор сабвуфера будет
напрямую зависеть от того, чем вы хотите пожертвовать - деньгами,
временем или внутренним пространством вашего автомобиля. Можно
поступить иначе - обратиться к профессиональным установщикам
автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу сделают не только
индивидуальный сабвуфер, но и идеально-гармоничную музыкальную
систему в вашем автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую
вы готовы потратить... |